Шкивы ременных передач изготовляют из чугуна, стали, легких сплавов, пластмасс и дерева. Наружная часть шкива, на которой устанавливают ремень (ремни), называется ободом, а центральная часть, насаживаемая на вал; называется ступицей (РИС. 1, 2, 3). Обод со ступицей соединяется диском (рис. 1, 2) или спицами (РИС. 3). Если шкив можно надеть на вал с конца, его делают неразъемным (РИС. 1, 2, 3); если шкив надеть на вал с конца нельзя или если он большого диаметра, что затрудняет перевозку и установку на месте, его делают разъемным. Разъем шкива может быть выполнен как по спицам так и между ними. Наиболее целесообразно делать с разъемом по спицам. Обод шкива плоскоременной передачи выполняют либо цилиндрическим (РИС. 3), либо слегка выпуклым (рис. 1). Выпуклость делают в целях удержания ремня в средней плоскости шкива, Т. Е. для центрирования ремня. Так как выпуклость на ободе вредно отражается на долговечность ремня, то обычно лишь один шкив имеет выпуклый обод. Обод шкива клиноременной передачи выполняют с канавками клиновой формы (РИС. 2), в которых помещают клиновые ремни. [caption id="attachment_1151" align="aligncenter" width="597"] Рис. 1[/caption]
Чугунные шкивы
Чугунные шкивы (РИС. 1) — самые распространенные. Основные марки чугуна: при окружной скорости передачи v≤15 м/с — СЧ15, при v=15...30 м/с — СЧ18 и при v=30...35 м/с — СЧ20. Для усиления обода в плоскости спиц предусматривают ребро (РИС. 3). Чугунные шкивы диаметром до 300...350 мм изготовляют с диском, в котором предусматривают отверстия круглой формы (РИС. 1, 2) для уменьшения массы и удобства крепления шкива на станке при его механической обработке. Шкивы больших диаметров выполняют со спицами в один ряд (РИС. 3) при ширине обода В≤300 мм и в два ряда при ширине обода В>300 мм. Спицы чугунных шкивов изготовляют обычно эллиптического сечения (РИС. 3), так как по сравнению со спицами круглого сечения они прочнее (при той же площади поперечного сечения) и сопротивление воздуха движению спиц меньше. Так как изгибающий момент, возникающий в поперечных сечениях спиц, у обода меньше, то сечение спиц возле обода принимают на 20% меньше, чем у ступицы. Для удобства формования при отливке шкивов внутреннюю поверхность обода и наружную поверхность ступицы делают от середины к краям с линейным уклоном 1:25...1:50.
Шкивы стальные, сварные
Стальные сварные (РИС. 4, а) и сборные шкивы (РИС. 4, б) принимают при окружной скорости до 60 м/с. Ободы, диски и спицы этих шкивов изготовляют из низкоуглеродистой стали типа Ст3. Так как ступицы шкивов подвергаются значительным напряжениям смятия от шпонок, то их изготовляют из среднеуглеродистых сталей, а в сборных шкивах иногда и из чугуна. Ободы стальных свертных и сборных шкивов плоскоременных передач вальцуют из листовой стали и сваривают встык; Диски этих шкивов изготовляют из листовой стали, а спицы — из гнутых полос, труб, штампованных заготовок, а иногда и из листовой стали (РИС. 4, а). При ширине обода B≤350 мм в шкиве предусматривают один диск или один ряд спиц, при В>350 мм — два диска или два ряда спиц. Встречаются стальные сборные шкивы плоскоременных передач со спицами из круглых прутков, которые ввинчивают в стальную или чугунную ступицу или заливают в ступицу из чугуна. Довольно широко применяют стальные сборные шкивы клиноременных передач из стальных тонкостенных штампованных и затем сваренных тарелок (РИС. 4, б). Эти тарелки скрепляют со стальной или чугунной ступицей болтами или заклепками. Шкивы из стального литья применяют редко. [caption id="attachment_1733" align="aligncenter" width="433"] Рис. 3[/caption]
Шкивы из легких сплавов
Шкивы из легких сплавов изготовляют преимущественно из алюминиевого литья. По конструкции они такие же, как и чугунные, но с более тонкими стенками. Так как масса шкивов из легких сплавов по сравнению с чугунными и стальными значительно меньше, то их рационально применять в первую очередь в быстроходных передачах. [caption id="attachment_2061" align="aligncenter" width="597"] Рис. 4[/caption]
Пластмассовые шкивы
Из пластмассовых шкивов (обычно небольшого диаметра) наиболее распространены текстолитовые и волокнитовые (РИС. 5), изготовляемые из пруткового текстолита или волокнита. Ступицы этих шкивов делают из стали. Масса пластмассовых шкивов по сравнению с металлическими меньше, а коэффициент трения между ремнем и шкивом выше. Эти шкивы широко применяют в быстроходных передачах. Пластмассовые шкивы клиноременных передач диаметром до 250 мм нормализованы в станкостроении. [caption id="attachment_2062" align="aligncenter" width="235"] Рис. 5[/caption] Деревянные шкивы встречаются очень редко. Шкивы быстроходных передач подвергают балансировке.