Столбовая дорога

Появление на Руси в начале XVI века «столбовых дорог» (огороженных столбами) было обусловлено вовсе не борьбой со снегами, как писал Марко Фоскарино в своём «RELAZIONE DELL’ IMPERIO O DUCATO DI MOSCOVIA». Скорее всего, над незадачливым путешественником просто подшутили.
В действительности же, «столбовая дорога» служила для защиты от разбойников въезжающих, либо покидающих город обозов.
Шайкам лихих атаманов, промышляющим под крепостными стенами, вовсе не хотелось удаляться от трактов, по которым двигались набитые добром повозки. Выезжает купчина из ворот, а в ближайшем перелеске его уже ждут бородачи с кистенями и саблями. Как миновать этот опасный участок пути? Не расставлять же вдоль него стрельцов. «Столбовая дорога» (огороженная столбами), протяжённостью всего в несколько вёрст, решала эту проблему.
Принцип использования был прост и, одновременно, гениален. Кучер, собирающийся покинуть город, не спеша въезжал в узкий коридор, образованный двумя рядами столбов. Затем, разгоняясь, развивал огромную скорость и мчался уже во весь опор. Разбойник, дерзнувший перелезть через ограду из столбов, был заранее обречён. Не убежать, не увернуться, не удержать несущихся навстречу коней. Пушечным ядром вылетали на простор тройки, унося пассажиров в свои уделы, поместья и земли. Поди, догони!
Естественно, что «столбовые дороги» были платными и не каждому по карману. Для народа попроще, строились «окольные» (огороженные кольями) пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*