Философский камень

400-е годы до нашей эры вошли в историю Эллады, как время всеобщего благоденствия, праздности и, как следствие, «упадка греческого духа». Внешние враги были разбиты, рабы исправно пасли овец и поливали виноградники, нивы колосились, сады плодоносили. Исчезла необходимость идти за плугом, опоясав чресла мечом и думать о том, чем завтра кормить семью. Юноши стали снисходительно посматривать на военных, предпочитая профессию актёра, поэта или философа. И, если первые две требовали хоть каких-то способностей, то для последней было достаточно просто объявить себя мыслителем и созерцателем. Как вы понимаете, диплома в те благословенные времена не требовалось.
Города, леса, горы и пляжи наводнили тысячи беззаботных мужей в несвежих туниках, занимающихся познанием мира, себя в этом мире и мира в себе.
Ни слова в простоте!
— Как попасть в храм Аполлона? – спросит, бывало, путник у встречного бородача.
— Смотря, какой смысл ты вкладываешь в эти слова, — последует ответ.
Уже нельзя стало найти пещерки, бочки, старой лодки, что бы оттуда не торчали грязные пятки мыслителя.
Конец эпохе «беззаботного философа» положил юный Александр Македонский, которому понадобились воины для походов. В 337 году вышел его знаменитый указ «О принудительном ношении отличительного знака философа». Отныне, каждый, причисляющий себя к этой профессии был обязан носить на шее камень весом не менее в половину таланта (около 13 кг). К чести философов надо отметить, что нашлись несгибаемые любители поразмышлять, которые предпочли не изменять привычному времяпровождению. Гордо подняв головы, несли они знак мудрости на своих мускулистых шеях, вызывая чувство уважения у встречных.
Однако большинство, привыкшее к беззаботной жизни, теперь пряталось по лесам и горам, сбиваясь в стаи и отчаянно голодая. Их то и загоняли в солдаты, посланные Македонским вербовщики.
После смерти Александра (323 год до нашей эры) указ о «философском камне» был отменён. Тем не менее, мыслители, относившие этот тяжкий знак в течение 14 лет, не захотели с ним расставаться. И груди философов продолжал украшать кусок камня, хотя и значительно меньшего размера.
Вновь о «философских камнях» вспомнили уже в эпоху Возрождения. Алхимики средневековья начали настоящую охоту за древнегреческими артефактами. Считалось, что подобный камень, переходящий от одного мыслителя к другому, накапливал некую «Мыслительную Энергию», извлечение которой могло открыть тайны мироздания. И, добрых полвека, хитроумные потомки Аристотеля ввозили в Европу ящики с булыжниками, снабжёнными наклейками: «Диоген», «Гераклит», «Сократ» и «Платон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*