Аллендорф Марина Александровна

Марина Александровна Аллендорф родилась 27 ноября 1915 года в Москве, на Остоженке, в чудесной, любящей семье. Её отец, Александр Александрович, до переезда в Москву, жил в Нижнем Новгороде, где с золотой медалью окончил Дворянский Институт Императора Александра II.
Получив специальность инженера путей сообщения, он всю свою жизнь (умер в 1931 году) строил российские железные дороги.

А. А. Аллендорф
А. А. Аллендорф

Мать, Лидия Владимировна, урождённая Гаркушевская, родилась на Украине, в поместье Нововремевка. Окончила Полтавский институт благородных девиц, увлекалась искусством, училась рисованию в Варшаве. Сама она художником не стала, но очень надеялась, что кто-нибудь из её троих детей получит профессиональное художественное образование.

Л. В. Гаркушевская (портрет работы И. В. Горюшкина-Сорокопудова, 1904 г.)
Л. В. Гаркушевская (портрет работы И. В. Горюшкина-Сорокопудова, 1904 г.)

Семья Лидии Владимировны с большой сердечностью относилась к художнику И. С. Горюшкину-Сорокопудову. Он часто бывал в доме, писал портреты членов семьи и первым оценил рисунки и способности Марины Александровны. Но, после смерти одного из братьев, девочка забросила рисование и увлеклась чтением. Книги навсегда стали её отрадой и страстью.
После некоторых колебаний по окончанию школы будущая художница поступает в Полиграфический техникум, но через год переходит в Изотехникум памяти 1905 года, где стала круглой отличницей. О её работах с похвалой отзывался преподаватель живописи художник Н. Я. Белянин.
В числе лучших учеников Марина Александровна была рекомендована в Ленинградскую Академию Художеств, но вместо Ленинграда ей пришлось с матерью и сестрой отправиться в Нижний Новгород в эвакуацию, так как началась война. Марина Александровна работала швеёй-мотористкой в военной пошивочной мастерской.
Вернуться в Москву было непросто. Сестра и мать смогли уехать по специальному вызову. Марина Александровна, оставшись одна, поступила в Нижегородский Архитектурный институт. Когда ей, наконец, удалось возвратиться домой, она стала студенткой МГХИ им В. И. Сурикова.
В начале своей художественной деятельности Марина Александровна целиком отдалась живописи. В её работах ощущается тонкое чувство цвета, цельность цветовой гаммы, проявляется несомненный талант живописца. Во время обучения в МГХИ им. В. И. Сурикова, Марина Александровна увлеклась графикой. В мастерской, где руководил прекрасный художник и педагог П. Я. Павлинов, Марина Александровна проявила удивительные способности в гравюре.

П. Я. Павлинов
П. Я. Павлинов

Любовь к цвету влекла её к цветной гравюре.
Цветная гравюра отличается от живописи принципиально: в ней превалирует плоскость, которая не даёт возможности передавать натуральное пространство – глубину, также не может быть и цветового валера. Локальный цвет и контур сохраняют плоскость листа. Чувство живописца требует цветовых нюансов, многоцветности. В гравюре этого можно частично достичь увеличением количества досок. И молодой автор режет 5-6 досок для одной гравюры.
Ещё будучи студенткой Марина Александровна начала резать гравюру прямо на доске без проработанного эскиза. П. Я Павлинов, руководитель мастерской, долго наблюдавший за её работой, нашёл у неё особый дар чувствовать материал. Уверенное владение штихелем Марина Александровна обрела при рисовании пером, где невозможно пользоваться резинкой. В работе на доске она обдумывала каждый штрих, а потом уверенно резала то, что ей необходимо, что задумано. Решение листа, его композиционный строй у неё не случаен. Это выношенный и строго выверенный образ.
После окончания института, начиная с 1950 года, Марина Александровна в качестве ксилографа сотрудничала с несколькими московскими редакциями, участвовала в выставках художников-графиков. В этот период Марина Александровна создала серию цветных линогравюр о Москве. За лист, изображающий праздничную демонстрацию, она была награждена Дипломом Академии художеств.

Демонстрация на Красной площади
Демонстрация на Красной площади
Демонстрация
Демонстрация

Эпоха, в которую пришлось жить и работать Марине Александровне, была полной противоположностью всем её представлениям о жизни, творчестве, духовности. Она не могла творить в угоду современным ей требованиям эпохи. Жажду творчества пришлось удовлетворять писанием пейзажей, любуясь природой, воспринимая её как творение Всевышнего.
Основой творчества Марины Александровны Аллендорф служило её стремление к нравственной чистоте, как в жизни, так и в искусстве. Всё творчество её проникнуто желанием осознать суть человеческого бытия и его предназначения.
В 1955 году, будучи глубоко верующим человеком, Марина Александровна стала работать в Троице-Сергиевой Лавре с бригадой по реставрации икон и росписи храмов. Хотя это была и не её специальность, она работала с увлечением и получала полное удовлетворение и истинную радость. В 1957 году, с уходом из Лавры наместника Пимена, ставшего Патриархом всея Руси, бригада реставраторов распалась. Марина Александровна вместе с мужем, художником Сергеем Яковлевичем Лагутиным, уехала в Сибирь, в закрытый город Томск-7, где они три года работали в театре. Марина Аллендорф была художником по костюмам и оформила несколько спектаклей как постановщик. Параллельно она занималась линогравюрой.

эскиз костюма
эскиз костюма
Эскизы костюмов к спектаклю "Приключения Чипполино". Акварель
Эскизы костюмов к спектаклю «Приключения Чипполино». Акварель

Вернувшись в Москву, ведя достаточно уединённый семейный образ жизни, практически не участвуя в выставочной деятельности, Марина Александровна постоянно работает. Выполняет серию цветных линогравюр для массовой реализации по заказу московского комбината графики, изображая, в основном, памятники русской церковной архитектуры со свойственной ей творческой ответственностью.

Успенский собор
Успенский собор

Используя опыт работы родоначальников цветной гравюры в России А. П. Остроумовой-Лебедевой и В. Фалилеева, Марина Александровна старалась расширить возможности данного вида эстампа. Она использует приём перекрытия одного цвета другим, раскатку краски от тёмного до светлого тона, рисующий контур вводит в общий колорит, чем добивается некоторой валерности. А, её богатое чувство цвета помогает создавать красивую цветовую гамму.
Вернувшись к ксилографии, чёрной гравюре на дереве, она отказалась от книжной иллюстративной графики и занялась станковой гравюрой.

Марина Александровна
Марина Александровна

Резьба на деревянной доске требует особого технического навыка, знания приёмов и чувства материала. Когда стало трудно доставать доски из самшита, Марина Александровна стала резать гравюры на оргстекле. Эта замена материала не изменила техники резьбы: всё такой же тонкий уверенный штрих, свободное владение штихелем, всё то же искусство большого мастера.
Используя литературные источники, Марина Александровна создаёт самостоятельные станковые произведения. Так, на тему романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сделано несколько гравюр. Лист, где только два лица – Мастер и Маргарита, защищающая Мастера, раскрывает целую гамму взаимоотношений, взаимосвязей двух людей. При создании образа Мастера был использован портрет П. Я. Павлинова, который ассоциировался у неё с внешним обликом Мастера и его жизнью.

"Мастер и Маргарита"
«Мастер и Маргарита»

Гравюра на тему «Ночь Пилата» композиционно построена оригинально. Пилат изображён со своей верной собакой. Он умывает руки, но в то же время, мучимый своим деянием, в крайней тревоге видит Распятие Христа, как бы вышедшее за пределы Земли.

"Ночь Пилата"
«Ночь Пилата»

Глубокое чувство Веры, высочайшую культуру Художника, благословение перед Божественной сутью Человека, его ответственность перед Богом и Жизнью выражает автор в созданных произведениях «Северная Мадонна», «Через века», «Душа Человека»,

Северная мадонна
Северная мадонна

а также в станковом листе «Семья Николая II перед вратами Рая».

«Семья Николая II перед вратами Рая».
«Семья Николая II перед вратами Рая».

Произведения Марины Александровны Аллендорф часто ассоциируются с музыкальными произведениями. Например, гравюра «Благой путь» (мотив из сказки «Алёнушка и братец Иванушка») звучит, как русская песня: здесь простая ритмика, повторы, как неторопливо льющийся мотив песни. Тема в виде сказки, несущая смысл человеческого бытия.

«Алёнушка и братец Иванушка»
«Алёнушка и братец Иванушка»

Образный строй гравюр Марины Александровны вытекает из темы, где есть задача и сверхзадача, то есть конечный и главный результат. Такова гравюра на тему «Сказание о граде Китеже и деве Февронии». Изображение битвы китежан с полчищами татар построено в виде огромной волны, накрывающей войско китежан. Войско гибнет, но в верхней части листа это войско идёт с победой в Новый Град Китеж, а его знамя устремлено вперёд.

«Сказание о граде Китеже и деве Февронии».
«Сказание о граде Китеже и деве Февронии».

Князь Всеволд ведёт деву Февронию в Рай
Князь Всеволд ведёт деву Февронию в Рай

Ксилографии и эстампы Марины Александровны одухотворены, наполнены мыслью и сердечным теплом, стремлением укрепит религиозное сознание человека, пробудить высоконравственные чувства.
Не нарушая верности классике и работая в традиционной манере, Марина Александровна вместе с тем использовала отдельные элементы современного графического языка, что придавала её произведениям особую оригинальность и выразительность.
Тяжёлая и продолжительная болезнь прервала в 1994 году жизненный путь Марины Александровны.

Марина Александровна Аллендорф
Марина Александровна Аллендорф

Неповторимое и безупречное мастерство художника и работы Марины Александровны Аллендорф безусловно занимают особое место в истории русского эстампа.

С. Я. Лагутин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*